Идеальная пара: как появилось аргентинское танго и что делает этот чувственный танец таким особенным
«Вокруг света» вспоминает историю возникновения танго и рассказывает, почему этот аргентинский танец такой особенный.
Эрнан Оако и Кайса Сааринен танцуют танго на площади Эдундо Риверо в районе Сан-Тельмо Буэнос-Айреса Источник: HERNAN OACOМужчина покоряет, женщина покоряется — несовременная модель отношений, теперь все равны. И только танго возвращает нас в мир, каким он однажды был.
«Любая техника убивает эмоции. А без них танго не станцевать» — так считает аргентинец Эрнан Оако, преподаватель танго в московской школе «Ла Милонга» (в 2013-м. — Прим. Vokrugsveta.ru). Он убежден, что мастерство танцора не в хореографии, а в том, насколько он чувствует музыку и партнера. Мужчина — женщину. Женщина — мужчину.
Ответственность и безопасность
Первое воспоминание Эрнана Оако о танце связано с бабушкой и дедушкой. В детстве он с интересом наблюдал за пируэтами, которые те выводили в гостиной своего дома в Буэнос-Айресе. Стоило им обняться в танце, как утихали все споры, регулярно случавшиеся между экспрессивной итальянкой и гордым баском. Наступал волшебный миг гармонии. Мужчина властвовал, женщина вверяла себя ему в руки, разделяя его волю. Для супругов, проживших вместе 50 лет, танго было образом жизни.
В Буэнос-Айресе, в районе Ла-Бока, на улицах Магеллана и Каминито стены многих домов покрыты подобными картинами и граффити, напоминющими, что именно здесь более 100 лет назад и родилось танго
Источник: Yefim Bam / Alamy via Legion MediaВ аргентинском танце заложена идея мужского доминирования. Роли в танго распределены не так, как в старых парных танцах, где женщина была королевой, которую с почтением «сопровождали». Здесь все наоборот. «Главная роль принадлежит мужчине, — говорит Эрнан Оако. — Он управляет женщиной, ведет ее, диктует движения. В танго — его эго. Говоря „танго“, мужчина говорит „я“. На нем большая ответственность, ведь в его руках женщина должна чувствовать себя безопасно. Для настоящего тангеро (танцора танго) намного важнее умение женщины следовать ему, чем цвет ее глаз».
Настоящему тангеро нужно быть аргентинским мачо — абсолютно уверенным в себе, точно знающим, что нужно его женщине, и способным ей это дать. Без этого танго не станцевать. А еще — без знания истории танца, значения и смысла песни, под которую он исполняется.
Читайте такжеПравила и импровизации: как появилось танго
В 1880 году Буэнос-Айрес стал резиденцией федерального правительства Аргентины и начал стремительно развиваться. На берега Ла-Платы тысячами хлынули крестьяне из аргентинской глубинки (гаучо) и иммигранты — безработные из Италии, Германии, Франции…
Источник: Eric Hui / Alamy via Legion MediaВ поисках заработка они оставили дома, семьи и любимых женщин на другом конце земного шара. Приезжие селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах царило вавилонское смешение языков. Мужское население превышало женское как минимум в три раза. Из естественной необходимости общаться друг с другом в иммигрантской среде родился особый жаргон «лунфардо» — грубоватая смесь из разных языков.
На этом уличном языке сочинялись куплеты о суровой мужской жизни вдали от дома и любимой, под которые стали танцевать танго. А за женской лаской шли в публичные дома. Но при всем изобилии таких заведений девушек на всех не хватало. В ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом. Согласно одной из версий, таким образом родилось танго. По другой версии, танцевали все-таки с обитательницами публичных домов в специальных аванзалах.
У Эрнана Оако свое мнение: «Мужчины никогда не танцевали друг с другом танго, как принято считать. Разучивали движения — да, практиковались друг с другом, прежде чем предстать перед женщиной в лучшем свете. В конце XIX века конкуренция была беспощадна, за женщину буквально приходилось бороться».
Существует и еще одно предположение, согласно которому в основу танго лег маламбо — традиционный танец аргентинских ковбоев из пампы. Выглядел он как состязание между гаучо, которое могло длиться по 6–7 часов. Двое мужчин становились друг напротив друга и по очереди демонстрировали танцевальные способности, переходя от традиционных движений к импровизации. Побеждал тот, чья импровизация была более виртуозной.
В реквизите уличных фотографов в Аргентине всегда есть шаблон-картина с изображением танцующей пары с отверстиями для лиц
Источник: nobleIMAGES / Alamy via Legion MediaХорхе Луис Борхес, аргентинский писатель, поэт и исследователь танго, сказал: «Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго» — и подарил миру свою версию происхождения «опасного танца».
На окраинах аргентинской столицы конца XIX века царил криминальный дух. Иммигранты и гаучо часто затевали ссоры, заканчивающиеся креольской дуэлью — поединком на ножах, во время которого противники танцевали глаза в глаза. Понятно, что часто в основе таких ссор была борьба за право обладать женщиной. Из креольской дуэли, по утверждению писателя, и родилось танго.
РОДОСЛОВНАЯ ТАНГОИнтернациональный продукт Источник: Karol Kozlowski Premium RM Collection / Alamy via Legion MediaК созданию аргентинского народного танца приложили руку представители не одной национальности. Африканцы подарили ему название — словом «танго» изначально называлось у них место для танцев. Привезенные в Буэнос-Айрес рабы-африканцы собирались в таких закрытых местах в XVIII веке для плясок, но были вынуждены прекратить свои «байлес де негрос» из-за недовольства белого населения производимым ими шумом. Танцевальные движения пришли из кубинской хабанеры и ее европейского варианта — андалузского танго, а также из польки и вальса. Музыка сформировалась за счет слияния милонги (креольского музыкального жанра) и пайяды (поэтической импровизации родом из сельской аргентинской глубинки). Итальянцы, которые к концу XIX века (1895 год) составляли более половины иностранного населения Буэнос- Айреса, добавили песням танго музыкальности. К тому же с их легкой руки у танца появилось достойное музыкальное сопровождение в виде аккордеона.
Второе поколение итальянских иммигрантов дало выдающихся композиторов и танцоров танго (Эрнесто Понцио, Хуан Мальо, Франсиско Канаро). От немцев пришел бандонеон — музыкальный инструмент, звук которого выражал всю полноту эмигрантской ностальгии. А французы окультурили танец, убрали уличный оттенок, добавили театральности и страсти. В начале XX века Париж помешался на танго: его танцевали в салонах, кафе, кабаре и театрах, «танго» называли не только духи, но и ярко-оранжевый цвет.
Читайте такжеСвобода и подчинение: традиции аргентинского танго
Обычно мужчина приглашает станцевать танду (сет из четырех песен) пристальным взглядом. Если женщина не желает принимать приглашение, она отводит глаза. Да, женщина не каждому предоставит право себя подчинить. Выбор всегда остается за ней.
Поэтому Ямила Ивонне, преподаватель танго в одной из школ Буэнос-Айреса, считает, что у партнеров в танго роли разные, но одинаково главные. «Мужчина предлагает движения, а женщина должна угадать и разделить его посыл. В то же время она вправе добавить свои маленькие элементы для украшения танца и мужчина отвечает на них. Танго — это диалог, даже ошибки, совершенные в танце одним, другим могут быть восприняты как импровизация, как новое предложение».