«Бездарная агитка для жертв ЕГЭ»: так зрители описали фильм с Колесниковым, который стоил 980 миллионов
Фильм «Союз спасения», заявленный как масштабная историческая драма о декабристах, вышел в 2019 году при поддержке Минкульта и с впечатляющим бюджетом в 980 миллионов рублей. Однако спустя годы лента вызывает не восхищение, а скорее недоумение: оценка 5,9 на «Кинопоиске», критические отзывы и массовое равнодушие зрителей говорят сами за себя.
Одну из ключевых ролей в проекте сыграл Иван Колесников — актер, уже хорошо зарекомендовавший себя по работам в «Первом отделе» и «Родниной». Однако ни харизма Колесникова, ни визуально выверенные кадры не спасли «Союз спасения» от главной беды: ужасного сценария.
Отбитые герои — забытые идеи
Создатели фильма заявляли о желании показать трагедию молодых офицеров, мечтавших изменить Россию. Но на деле получилось нечто среднее между учебным пособием по истории и клиповым монтажом.
«Как ликбез для одуревшего от тик-тока и ЕГЭ юношества потянет», «Какая же бездарная агитка! Для "жертв ЕГЭ". Убрали вообще все манифесты и идеи, предлагаемые декабристами. Царь-батюшка с сыночком и неразумные мальчишки. тьфу!» — отмечают в Сети.
Персонажи не раскрываются, их мотивации остаются на уровне закадрового текста. Даже фигуры Муравьёва-Апостола и Рылеева — при всём актёрском старании — выглядят картонными.
История, лишённая драмы
Фильм критикуют за сухую подачу и неспособность вызвать эмоции. Вместо драматического накала — холодная реконструкция, в которой чувствуется режиссёрская дистанция. Всё, что должно было цеплять — идеи, риск, братство, кровь, смерть — показано без огня.
«Как не нужно писать сценарии, создавая окрошку», — написали люди, критикую Никиту Высоцкого и Олега Маловичко.
Высокий бюджет, ужасные сборы
На ленту потратили почти миллиард рублей, собрали даже меньше (11 млн долларов по курсу 2019 года). Визуально это заметно — костюмы, массовка, петербургские локации сняты эффектно.
Но если антураж выделяется, то декабристы и царская русская семья вызывают стыд, причем испанский. Люди выходили из кинотеатров с ощущением, что их пытались чему-то научить, но забыли увлечь. В итоге фильм не стал ни кассовым хитом, ни национальной гордостью. И это при том, что тема декабристов — потенциально остросюжетная и глубокая.